Введение в тему.
Учитель. Сегодня мы поговорим о семье – о близких людях, родственниках, живущих под одной крышей. Отгадайте загадки о родственниках.
*Кто в семье со всеми дружен? Кто всегда нам очень нужен? Кто готовит, шьёт, стирает И почти не отдыхает? Кто заботится о нас Каждый день и каждый час? (Мама).
Детям он решит задачу, Отвезёт семью на дачу. Починить готов утюг, Если он сломался вдруг. Сильный, ловкий и отважный, После мамы – самый важный. (Папа).
Он стар, но это ничего, Его добрее нет. Он папа папы моего, А для меня он … (дед).
У мамы сестра.
Вы добрей не найдёте! Я очень горжусь, Ведь она моя … (тётя).
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне … (сестрёнка).
К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
- Руку жми, ведь я твой … (дядя).
На Волге живут мои дядя и тётя.
Меня на каникулах там вы найдёте.
От мамы и папы к ним я посланник,
Меня они любят, ведь я же … (племянник).
Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Она расскажет сказку мне,
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
Продолжи сказку, … (бабушка).
Она всё на свете помнит и знает,
И бабушка мамой её называет.
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра …, она же мне пра … . (прабабушка).
Беседа «Что такое семья. Что объединяет членов семьи».
Учитель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Это близкие люди, которые вас любят, неустанно заботятся о вас, стараются сделать всё возможное, чтобы вы были счастливы. А когда вы станете взрослыми и обзаведётесь своей семьёй, то также будете заботиться о своих близких, как делали это ваши папа и мама, бабушка и дедушка и другие родственники – тёти, дяди, прабабушки, прадедушки…
Главное предназначение семьи в том, чтоб на свет появлялись новые люди, чтоб не иссяк род человеческий. Но рождение ребёнка – это и огромная радость, и огромная ответственность. От того, как родители воспитают ребёнка, сумеют ли заложить в него понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, будет зависеть, как сложится его жизнь в дальнейшем, станет ли он достойным человеком или опасным для окружающих.
Любовь – это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдёт помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищённым, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
ИГРА «Свеча любви».
Учитель. Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».
Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была – большой или маленькой, полной или неполной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и всё. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом – о том, как дороги вам близкие.
Описание игры. Учитель зажигает свечу, просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие – либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам –маме, папе, бабушке, сестрёнке и т. д.) и пояснить, за что он их благодарит. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему».
Развивающие задания.
Учитель вывешивает на доску образец изображения свечи.
Учитель. Зажженная свеча – символ тепла, уюта, а также атрибут торжественности. Когда в вашей семье зажигают свечи? (отклик детей).
Учитель. Расскажите, кто в вашем доме будет жить. (Ответы детей.)
Сообщение учителя о духе дома – домовом и об обычаях, связанных с ним.
Учитель. Добрым духом дома издавна считался домовой.
Ученица. ( Читает стихотворение.)
Домовой.
От раскалённой крыши
На чердаке теплынь,
И терпким зноем дышит
Ромашка и полынь.
Как хорошо здесь летом!
Просох чердачный хлам.
Сквозь щели тени света
Трепещут по углам.
Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай – это Домовой.
Он в доме самый старый,
За всё несёт ответ.
Ворчит на всех домашних
И дом хранит от бед.
Он в полдень отдыхает
На жарком чердаке,
А сам напоминает
Сучок на потолке.
Т. Шарыгина.
Некоторые люди до сих пор верят в существование домового. Говорят, кто с домовым дружит - горя не знает. Хозяйкам известно, что он ровно в полночь приходит ужинать, поэтому они оставляют ему на тарелочке кашу или хлеб с солью, приговаривая при этом: « Прими гостинчик, да будь к нам поласковее, хозяин запечный.» бывает , что семья переезжает на новое место жительства, но не забывает переманить туда и своего домового: открывает настежь дверь и говорят: « Милости просим, дедушка, к нам на новое жильё».
А вы хотели бы, чтобы в построенном вами доме поселился домовой? Почему? (Отклик детей.)
Развивающие задания.
Учитель. С домовым или без домового – дом требует ухода. От хозяев зависит, каким будет дои: ухоженным, уютным, гостеприимным или заброшенным , унылым, неприветливым.
( Учащиеся получают распечатки задания.)
Задание 1.
Соедините начало и конец пословицы. ( на карточке начало пословицы получает девочка, а мальчик – конец).
Всякий дом сирота.
Без хозяина дом хозяином держится.
Горе тому, а хозяин дом.
Не дом хозяина красит, не бородой трясти.
Дом вести - кто непорядком живёт
в дому.