« На что имеем право».
Цели: дать детям первоначальные правовые знания,
возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни;
учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма
проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: знаки к игре «Разрешается - запрещается»,
бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших
поступков людей.
Ход занятия
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди -
взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Для детей эти права
изображены на знаках - разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные
знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».
Я буду говорить о каком-то
праве, а вы - находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или
запрещается».
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
Вот в углу стоит
мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это разрешается.
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
Учитель.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о
которых я вам говорила.
На последний знак обратите
особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится:
«Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
- Каким вы представляете
себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?
Дети
составляют словесные портреты и рисуют на бумаге.
Учитель. Ребята,
а как вы понимаете такие пословицы:
Злой не верит, что есть
добрые люди.
Зла за зло не воздай.
Доброе слово лечит, а
худое калечит.
Хорошо тому добро делать,
кто помнит.
(Ответы
детей)
Учитель. А каким
вы представляете себе доброго человека?
Дети составляют словесные
портреты и рисунки на бумаге.
- А можно ли сказать, что
человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
Задание: Давайте
рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации
- Какие поступки можно
назвать добрыми (милосердными)?
- Как бы вы поступили в
данных ситуациях? (Ответы детей)
Учитель. Вот и подходит к
концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили
разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя
сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди
людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных
ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
- умейте выслушивать
собеседника, не перебивая;
- умейте признавать, что
были не правы;
- помогайте товарищу,
старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда только
правду;
- радуйтесь успеху
товарища;
- дал слово - держи его,
дал обещание - выполни!
Я с вами прощаюсь и
напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали
никого жестокому обращению. Помните правило: Худо тому, кто добра не делает
никому.
До встречи!